ОЦЕНКА БИЗНЕСА
Данное направление оценочной деятельности является наиболее сложным и масштабным. Основная цель определить стоимость компании и бизнеса в целом, включая стоимость всего имущества компании, земельных участков, зданий и сооружений, оборудования и прочих финансовых активов. Как правило, для определения реальной рыночной стоимости бизнеса рассчитываются суммарные финансовые потоки предприятия и стоимость всех его активов.
Сегодня работающий бизнес является одним из востребованных объектов купли-продажи, поэтому данная услуга очень популярна. Она позволяет заказчику получить объективную и достоверную информацию перед совершением сделки и убедиться в правильности цены. Также, заключение о стоимости объекта необходим для разработки стратегии дальнейшего развития, принятия управленческих решений.
Оценка бизнеса делится по следующим объектам:
- Оценка акций;
- Оценка доли общества с ограниченной ответственностью;
- Переоценка основных фондов;
- Оценка имущественного предприятия (комплекса);
- Оценка дебиторской задолженности;
- Оценка банков;
- Оценка инвестиционных проектов.
Цели проведения оценки бизнеса:
- Подготовка договоров купли-продажи бизнеса или какой-то его части;
- Выход учредителя из состава участников и определение размера выплат;
- Судебные тяжбы;
- Получение кредитов, займов;
- Для бизнес-плана;
- При реорганизации, ликвидации, слияниях и поглощениях.
Необходимые документы и информация для проведения оценки:
- Учредительные документы: Свидетельство о регистрации, Устав, Учредительный договор (копии);
- Копии проспектов эмиссии, отчетов об итогах выпуска ценных бумаг (для акционерных обществ) ;
- Организационная структура и виды деятельности предприятия;
- Копии бухгалтерской отчетности за последние 3-4 года (или возможное количество предшествующих периодов):
- бухгалтерский баланс;
- отчет о движении денежных средств;
- отчет о прибылях и убытках;
- Данные об активах (недвижимости, запасах, векселях, акциях сторонних организаций, нематериальных активах и пр.);
- Расшифровка дебиторской задолженности (по срокам образования; по видам задолженности; доля сомнительной дебиторской задолженности);
- Расшифровка кредиторской задолженности;
- Заключение аудитора за последний период проверки (если проводилась аудиторская проверка);
- Ведомость основных фондов;
- Инвентарные списки имущества;
- Копии договоров аренды на недвижимое имущество, земельные участки (если арендуется);
- Информация о наличии дочерних компаний, холдингов (если есть), финансовая документация по ним;
- Информация о перспективах развития предприятия — бизнес-план (возможно в простой, краткой форме) на ближайшие 3-5 лет с указанием планируемой валовой выручки, необходимых инвестиций, капитальных вложений, других затрат, чистой прибыли – с разбивкой по годам.